Главная » Статьи » Мои статьи

Святки

«Рождественские праздники!»

Подготовила  и провела: Кузнецова Е.А.

Вид проекта: краткосрочный с 12 по 16 января ( 1 неделя)

Участники проекта: дети средней  группы,  родители, воспитатель.

Цель проекта: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

  • Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
  • Познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Колядки»;
  • Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
  • Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
  • Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

 

Актуальность:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.   Поэтому и  возникла идея в  проведении праздничного гуляния «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей и родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.

2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

Достигнутые результаты:

        Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных  закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных  способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

        Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Реализация проекта:

Образовательная область

Формы организации деятельности педагога с детьми

Социально-коммуникативное развитие

 

Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.;

-  Консультация для родителей «Колядование на Руси»;

- Закрепление музыкального репертуара; отбор фольклорной группы «Колядовщиков»;

 

Познавательное развитие

 

 

 

- Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках»;

-  Кукольный театр «Небылицы»;

-  Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».

Речевое развитие

 

 

- Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, частушек, песен, игр;

 - Подвижные игры на прогулке «Горелки», «Горшки» и т.п.

 

Художественно-эстетическое развитие

 

- Выставка детского рисунка «Святая ночь»;

- Аппликация «Поющий ангелочек», «Вифлеемская звезда»

 

 

Физическое развитие

- Народные подвижные игры на прогулке: «Бабка Ёжка», «Карусель», «Жмурки» , «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т.п.;

 

 

 

Пришли святки- запевай колядки!

Беседа.

Святки, или, как их еще называют, Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.

В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.

Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.

Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией.За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». Козюльки – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.

Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались. Ряженых ни чем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругальные.

 - Подготовка костюмов к гуляниям (костюмы животных, маски, платки, другие головные уборы, сарафаны, фартуки, длинные юбки и т. д.) и различных шумовых инструментов ( погремушки, дудки, свистки, деревянные ложки, бубны и т. д.).

« Добрый вечер добрым людям!

                    Мы пришли колядовать - счастья и добра желать!

                    Урожайного года, в хозяйстве приплода!

                     Не болеть и не стареть, с каждым годом молодеть!

                     Некрасивым стать красивей,

                     Несчастливым стать счастливей.

                     Невлюблённым всем влюбиться.

                     Неженатым всем жениться.

                     Ребятишкам дней погожих.

                     Старикам внучат пригожих».

 

Сценарий праздника в детском саду «Рождественские посиделки».

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию дети входят в зал, рассаживаются.

Воспитатель:

Наступило Рождество –
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поёт.
Веселится стар и млад,
Кто на посиделки к нам попал!

1 ребёнок: Маша Томашева

В этот зимний вечерок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.

2 ребёнок: Даша Абашева

Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы - сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас.

3 ребёнок: Влад Дектярёв

Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Будем вечер коротать,
Дружно песню запевать.

(Английская народная песня «Весёлое Рождество»)

Ведущий читает рассказ «Рождество». Выступление гостей.

Воспитатель:

В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!

Игра «Тесто»

(под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Воспитатель:

Коляда, коляда,
Ты не хочешь пирога?

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Воспитатель:

Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите.
(Показывает мешочек, в котором лежат «гадальные» карточки с изображением людей разных профессий, и даёт каждому ребёнку вынуть из мешочка картинку).

Воспитатель:

Как известно всем, подружки
Мастерицы петь частушки.
И вы, парни, не зевайте!
Петь частушки помогайте!
(Частушки - русская народная мелодия под гармошку)

Воспитатель:

Ну вот! Поиграли - погадали, попели - повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

Летит - молчит, лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт.
(снег)

Кого за уши повесили,
За язык подёргали?
(колокол)

В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а кто слушает - скачет.
(дудка)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
(гармонь)

Воспитатель:

Святки празднует народ!
Становитесь в хоровод!
(пляска по показу под фонограмму «Ах, заинька»)

4 ребёнок: Максим Брянский

В тихий рождественский вечер
В небе сияет звезда.
Сердечко моё так и бьётся -
Радость на землю пришла!

5 ребёнок: Юля Савельева

Мороз на окошке рисует
Узор очень тонкий, чудной.
Снежинка свой вальс танцует,
Кружась под яркой звездой.

Воспитатель:

Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sigor4803 (21.02.2015)
Просмотров: 1083 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0